Какие бывают опоры ЛЭП: виды и типы опор ВЛ

Виды опор ЛЭП

03 августа 2020

Надежность линии электропередач зависит от качества фиксации конструкций для их удержания. Выполняют эту задачу опоры ЛЭП. Их подбирают в соответствии с предварительным проектированием, с учетом напряжения и мощности воздушной линии. Ведь от этих критериев зависит оптимальное сечение кабеля, а это оказывает непосредственное влияние на его вес. После оценки ориентировочного веса кабеля просчитывают, какими должны быть промежуточные и анкерные пролеты, а затем подбирают подходящую разновидность опор. На виды опор ЛЭП, которые будут использоваться, влияет и общее количество проводов на участке, наличие отводов.

Эффективное применение опор линий электропередач возможно при низких температурах окружающего воздуха, при этом важно соблюсти все нормы установки. Защиту же от осадков, температурных перепадов обеспечит слой цинкового покрытия, который продлевает эксплуатационный ресурс вдвое, или же цинконаполненный композитный состав.

Классификация: какие бывают опоры ЛЭП

Основные виды опор ЛЭП по конструктивному исполнению:

  1. Промежуточные – такие опоры встречаются наиболее часто, выполняют функцию опоры для поддержки проводов на заданной высоте. Уровень допустимой нагрузки варьируется в зависимости от модели опор, но все они отлично подходят для обустройства прямых участков трассы. Эксплуатация промежуточных опор возможна при температуре до -65°C. Устойчивость к низким температурам объясняется тем, что в основе каркаса лежит стальной прокат, соединенный болтовыми соединениями. Благодаря компактности отдельных компонентов упрощается транспортировка и монтаж опоры.
  2. Переходные – применяют там, где имеются определенные преграды естественного происхождения. Поэтому переходные опоры превосходят другие разновидности по габаритам. Они также покрываются слоем цинка либо другого защитного покрытия, которое противостоит пагубному воздействию коррозии. В качестве маркировки для переходных опор применяют сочетание белых и красных цветов. Переходные опоры ЛЭП нужны там, где воздушная ЛЭП высокого напряжения пересекает водоем искусственного либо естественного происхождения. Для мест таких пересечений и требуется обустраивать переход. В конструкцию перехода входят крупные опоры, которые способны выдерживать нагрузку проводов. Для надежной эксплуатации ЛЭП переходные опоры должны обладать солидным запасом прочности. Переходные опоры могут иметь различное конструктивное исполнение. Типичный пример – классическая башня или же одноцепная мачта Y-образной формы (её предельно допустимая высота достигает 120 м).
  3. Анкерно-угловые – помогают добиться нужного натяжения проводов и сконструировать повороты трассы.
  4. Концевые – монтируются в начале и в конце воздушной ЛЭП. К их особенностям относят повышенную прочность, жесткость. Для фиксации кабеля используют зажимные конструкции, сам же кабель соединяет опору с электрической подстанцией либо порталом ОРУ.

Для удобства опоры классифицируют по ряду критериев.

По способу подвески

Классификация подвески осуществляется по двум основным группам: промежуточные опоры и анкерные модели. В промежуточных для фиксации проводов применяют обычные зажимы, а в опорах ВЛ анкерного типа – натяжные зажимы.

По назначению

В зависимости от участка трассы, на котором устанавливается опора, варьируются и её основные функции. Так, для прямых участков подходит промежуточная прямая опора, которая должна быть прочной и надежной, так как на неё ложится серьезная нагрузка от веса изоляторов и проводов.

На углах монтируют угловые промежуточные опоры с установкой проводов в поддерживающие гирлянды. К перечню стандартных нагрузок, которые действуют на промежуточные угловые опоры, добавляется нагрузка, продуцируемая поперечной составляющей при натяжении проводов. Если угол поворота ЛЭП превышает 20°, нагрузка значительно возрастают, для её нейтрализации предусматривают различные схемы уравновешивания.

Кроме стандартной опоры, может использоваться специализированная модель. Например, транспозиционная, которая изменяет порядок расположения тросов и проводов на опоре, ответвленная — выполняет ответвление от главной линии, крупная переходная опора – для организации переходов через реку либо другой водоём.

По материалу

Опоры ЛЭП бывают деревянными, стальными, железобетонными, композитными. Наиболее старыми среди всех являются деревянные опоры. Конструктивно представляют собой столб, выполненный из хвойных пород древесины. Длина опоры колеблется в пределах 8,5–13 м. Из дерева выпускаются и дополнительные компоненты для деревянных опор – от траверс, горизонтальных балок на опорах, до подкосов и ригелей, которые упрочняют конструкцию.

У деревянных опор есть преимущества и недостатки. К преимуществам относят доступную цену, легкость, гибкость конструкции, что позволяет без последствий воспринимать вибрации. Благодаря легкости таких опор упрощается их монтаж, процессы доставки разгрузки. К недостаткам деревянных опор относят слабую устойчивость к воздействию огня, влаги и микроорганизмов, из-за воздействия которых они гниют, на поверхности появляется плесень, трещины.

При соблюдении технологии пропитки столба эти недостатки частично нейтрализуются. Производители заявляют, что срок службы деревянной опоры достигает 50 лет, хотя это напрямую зависит от климатических условий, соблюдения норм монтажа.

Следующий тип опор ЛЭП – железобетонные. Они стали достойной альтернативой деревянным аналогам. Пользуются спросом как у монтажников, так и у заказчиков, что объясняется рядом преимуществ:

  • Железобетонной опоре не страшны повреждения, характерные для деревянных опор.
  • Эксплуатационный ресурс опор значительно превышает срок службы тех же деревянных опор, да и выглядят они более привлекательно.
  • В опору из бетона залита арматура, которую можно применять при обустройстве заземления воздушной линии. Заземляющая арматура выведена вверху и внизу столба. Благодаря таким выводам упрощается монтаж, а бетон благотворно влияет на электробезопасность.
  • Отсутствует необходимость сложной сборки и монтажа (это касается всех видов железобетонных опор ЛЭП).

ПРИМЕЧАНИЕ: изредка встречаются сборно-составные конструкции опор, которые сочетают в себе два компонента – железобетонный пасынок и деревянный столб, соединенные между собой с помощью стальной проволоки.

Для воздушной ЛЭП высокой мощности предназначены металлические опоры. За основу берется специальная сталь, во избежание коррозии на металл наносят антикоррозийный слой материала. В зависимости от размеров, опоры делают сборными или сварными. Сборные доставляются на место монтажа раздельно.

Уже на месте производят сборку и установку в предварительно обустроенный фундамент. Ввиду сложности технологического процесса применяют тяговые машины, в частности трактора и другую спецтехнику. Опору соединяют с фундаментом с помощью болтов, обязательно отслеживая её перпендикулярность по отношению к фундаменту.

К плюсам металлических опор ЛЭП относят прочность и надежность эксплуатации. Минусом считается высокая цена, что связано с тем, что в ходе производства используется большое количество металла, а это приводит к удорожанию продукции.

Применение металлических опор воздушных линий электропередач имеет смысл при напряжении от 110 кВ, в противном случае дорогостоящие монтажные работ и необходимость периодического обслуживания экономически нецелесообразны.

Правила и нормы установки опор ЛЭП

Первым этапом при установке всех типов опор ВЛ будет проектирование. Установка опор для электричества должна производиться в соответствии с заданным проектом, с учетом всех технических нормативов, от разновидности опор до особенностей грунта, специфики ландшафта, близости к жилым домам и постройкам другого предназначения.

От грамотности составления проекта зависят финансовые затраты на проведение монтажа. На данном этапе выбирают виды опор ВЛ для электричества. Также рассчитывают фундамент, который послужит основой для монтажа опор. Для проведения установочных работ важно задействовать всевозможную специализированную технику, которая необходима для того, чтобы транспортировать опоры на объект, перемещать и поднимать их, бурить скважины.

Сборка и установка опор являются многоэтапными процессами, которые включают их выкладку, установку в необходимом положении и фиксацию. Выкладка, согласно нормативам, осуществляется вдоль оси ВЛ.

Каждая разновидность работ при монтаже опоры воздушной линии должна быть поручена специальной бригаде, которой под силу грамотное выполнение следующих операций:

  • Раскладка проводов вдоль трассы, их установку на поддерживающие гирлянды и соединение. В ходе сборки на опоры монтируют и штыревые изоляторы, делаю это непосредственно до начала монтажа.
  • Натяжка тросов с визированием, регулировкой стрел провесов, фиксацию проводов с анкерными опорами.
  • Закрепление проводов на опорах (применяют зажимы).

Существуют и другие тонкости монтажа опор. Например, после обустройства котлована установка опоры должна быть произведена в течение 1 дня, с обязательной фиксацией с помощью растяжек и последующим креплением ригелей. Из-за огромного количества тонкостей, связанных с установкой опор, и необходимости специализированной техники их монтаж под силу только профессиональным бригадам.