Освещение пешеходных переходов

Освещение переходов

02 июня 2022

Высокие темпы автомобилизации населения в России выливаются в постоянный рост числа ДТП, в том числе с участием пешеходов. Подавляющая часть происшествий, связанных с наездом на прохожих, происходит ночью или под утро. Среди причин травматизма заметно выделяются ошибки освещения пешеходных переходов.

К авариям и человеческим трагедиям приводит недостаток или полное отсутствие освещения либо неграмотная схема его организации. Снижения аварийности можно достичь как за счет правильной установки светильников вдоль проезжей части или над пешеходной зоной, так и путем использования осветительных комплексов, заранее информирующих водителей о пешеходном переходе впереди.

Правила освещения и нормативные требования

Принципы освещения дорожных переходов изложены в ГОСТ Р 55706-2013, ГОСТ Р 55844-2013 и СП 52.13330.2016. Перед наземным переходом опоры с осветительными приборами (ОП) устанавливают со стороны приближающегося транспорта, свет направляется на пешехода. При двустороннем движении осветительные комплексы размещают по обеим обочинам, чтобы избежать слепящего воздействия света на водителей.

Распределение света и направленность ОП должны обеспечивать соблюдение следующих условий:

  • Хорошая видимость наземного перехода с больших расстояний.
  • Достаточный контраст между пешеходом и дорогой.
  • Возможность для пешехода замечать препятствия и повреждения дорожного покрытия.
  • Распознавание дорожной разметки, знаков, лиц прохожих.
  • Отсутствие угрозы ослепления водителей транспортных средств.

На дорожных переходах, расположенных на одном уровне с магистралями и улицами общегородского или районного значения, нормативная средняя освещенность должна в полтора раза превосходить аналогичный показатель для пересекаемой дороги. Улучшения освещенности добиваются за счет меньшего расстояния между опорами и установки дополнительных либо более мощных ОП.

Средняя освещенность наземного дорожного перехода не может опускаться ниже 20 лк, а минимальная – ниже 6 лк. Параметры средней освещенности, равномерности освещенности и слепящего воздействия света обязаны соответствовать классу освещения проезжей части. Показатели средней освещенности и средней яркости не должны опускаться ниже нормативных в течение всего срока эксплуатации.

Нормативы средней освещенности для надземных и подземных переходов

Объект

Минимальная средняя освещенность, лк

Подземные переходы

Проходы

75

Лестницы, пандусы

40

Надземные переходы с прозрачными стенами и крышей либо только стенами

Проходы

75

Лестницы, съезды, смотровые зоны

50

Открытые мостики для пешеходов

10

Минимальный показатель равномерности освещенности надземных и подземных дорожных переходов – 0.3. Максимальная средняя освещенность вертикальных поверхностей лестничных ступеней – 20 лк. При освещении пешеходных переходов или лестниц ОП монтируют на опорах, стенах ближайших зданий, лестничных ступенях и перилах таким образом, чтобы пешеходов не ослепляли отблески.

Какие ОП и типы опор используются

Для лучшего распознавания прохожими зоны наземного перехода ее целесообразно подсвечивать ОП с источниками света, контрастными по отношению к освещению остальной проезжей части. Если, к примеру, сама дорога освещается натриевыми газоразрядными лампами, то на дорожном переходе следует установить ОП с металлогалогенными или светодиодными источниками света.

По углам пешеходной зоны и на островке безопасности рекомендуется разместить дополнительные светильники-маячки с частотой мигания от 40 до 60 вспышек в минуту. Маячки располагают на высоте 2–3 метра над уровнем дороги, включение светильников должно происходить одновременно.

Для большей заметности в городской среде на светильники наносят полосатую окраску, обозначающую пешеходный переход. С целью ослабить слепящее действие освещения на водителей пользуются кососветами – ОП с асимметричным распределением света. Силу света стараются по максимуму направить в сторону дорожного перехода.

В небольших населенных пунктах и на дорогах со слабой интенсивностью движения наземные переходы можно осветить одним прожектором со специальной оптикой, питающимся от солнечных панелей или ветрогенераторов.

Надземные и подземные дорожные переходы освещают ОП с защитным углом не меньше 15 градусов либо с рассеивателями призма или диффузного типа.

Виды опор, используемых под приборы освещения:

  • Несиловые – предназначены для установки кронштейнов с консольными светильниками либо торшерных светильников венчающего типа, кабельные линии подводятся под землей
  • Силовые – в отличие от несиловых выдерживают воздушную подводку электрокабеля
  • Складывающиеся – устанавливаются на пешеходных мостиках, на которые затруднен или невозможен доступ спецтранспорта для обслуживания ОП

Наличие у опоры закладных деталей с фланцем повышает безопасность водителей, в случае аварии энергия удара уменьшается. Кроме того, замене при повреждении или реконструкции подлежит только наземная часть, что существенно снижает расходы.

***

Уральский завод металлоконструкций UMECON – одно из ведущих предприятий по производству опор освещения в России и странах СНГ. Здесь действует самый высокотехнологичный в стране цех горячего цинкования. Современные технологии нанесения цинкового покрытия продлевают срок службы опор в разы.

Оперативность исполнения заказов достигается за счет хранения на складах трехмесячного неснижаемого запаса металлопроката. Предприятие готово к сотрудничеству с заинтересованными организациями, будем рады пообщаться с будущими заказчиками.